Мемуарно-автобиографическая проза С. Т. Аксакова. Заключение

Главная

Яндекс.Метрика
Главная Обо мне Мои работы С. Т. Аксаков Мои опыты Контакты

Чуркин А. А.
Мемуарно-автобиографическая проза С. Т. Аксакова: проблемы поэтики

Содержание

Предыдущая глава

Заключение

Сергей Тимофеевич Аксаков является признанным классиком русской литературы, однако его творчество все еще остается одним из наименее изученных в нашем литературоведении. До недавнего времени работа исследователей сосредоточивалась почти исключительно на вопросах, связанных с биографией писателя: изучались его взаимоотношения с современниками, прежде всего с Гоголем и Тургеневым, и влияние на детей – славянофилов Ивана и Константина. К тому же, с легкой руки Добролюбова и социологической критики, традиционно сложилось так, что при рассмотрении творчества Аксакова основной упор делался на содержательную сторону произведений – в то время как их поэтика и стилистика рассматривались лишь вскользь, как дополнение к ней. Именно наличие этого перекоса определило актуальность темы нашей диссертации.

Зрелый период творчества Аксакова пришелся на время, когда русская мемуарно-автобиографическая проза переживала время своего становления и жанрового самоопределения. Это была эпоха перестройки всей словесности в целом, когда морально-риторическая система, господствовавшая в ней на протяжении почти двух тысячелетий, уступала свое место литературе нового времени. В это время почти все жанры переживали кардинальную трансформацию: менялись художественные вкусы и интересы как читателей, так и авторов, устоявшиеся формы утрачивали свои роли, уходили на литературную периферию или коренным образом менялись. Локомотивом всего этого сложного процесса стал роман: самый динамичный, гибкий и актуальный из жанров.

Процессы, сопутствующие распаду морально-риторической системы и приведшие к коренной перестройке взаимоотношений литературных жанров, не могли не сказаться на творчестве такого чуткого к духу времени художника, как С. Т. Аксаков, что и определило тему и угол рассмотрения его творчества в нашей работе. В частности, мы исследовали то, как сентиментализм, с его интересом к душевной жизни частного человека, «натуральная школа», сделавшая мелочи повседневного быта предметом большой литературы, подготовили почву для преображения мемуаристики. В свою очередь, благодаря росту популярности исторического романа у читателя обострился интерес к прошлому, на волне которого документальные жанры, в том числе мемуары начали привлекать к себе внимание широкой аудитории. Стала расширяться их тематика, увеличилось число авторов, началась прижизненная публикация воспоминаний о недавнем прошлом. В результате русская мемуаристика вошла в «зону непосредственного контакта с действительностью», открылась к взаимодействию с другими жанрами – прежде всего с, романом и очерком, что в итоге привело к переосмыслению и ее поэтики, и стилистики. Сергей Тимофеевич Аксаков сыграл уникальную роль экспериментатора и одного из первопроходцев в этом процессе, поэтому целый ряд тенденций, связанных с трансформацией жанра, отразился в его творчестве с особенной полнотой.

Действительно: если подходить по «гамбургскому счету», то главным итогом деятельности Аксакова стало утверждение в нашей мемуарно-автобиографической литературе нового персонажа – «героя без биографии». Это потребовало переосмысления базовых жанрообразующих принципов мемуаристики, первый из которых гласил, что героем произведения может быть лишь исторически значимая личность, пример жизни которой мог служить наставлением для потомков. Работая над «Историей моего знакомства с Гоголем», «Литературными и театральными воспоминаниями», Аксаков выработал свои собственные приемы построения образов персонажей, позволявшие, с одной стороны, очеловечить образ великого писателя, а с другой – показать значимость для культуры каждой личности, даже писателей второго ряда, обреченных прежде на забвение. Так, Аксаков в своем мемуарном жанре сумел развить тенденции, которые в беллетристике развивались в рамках «школы сентиментального натурализма». Новые персонажи, переосмысление места и роли героев в произведении, взращенные от корней романного жанра и привитые Аксаковым мемуаристике, стали отправным пунктом дальнейшего ее развития в XIX и XX веках.

Этот новый тип персонажей, присутствие которого, благодаря Аксакову, стало обычным явлением в мемуарно-автобиографической литературе, спровоцировал целую лавину изменений в поэтике жанра. То, что началось как смена авторского отношения к своим героям, в итоге сказалось на всех уровнях текста, начиная с его самых элементарных единиц – мотивов. На примере «Семейной хроники» мы рассмотрели, как функционирует внутри его произведения сюжетно-мотивный комплекс, связанный с понятием «семья». В силу объема нашей работы, мы были вынуждены ограничиться лишь наиболее значимыми из его составных частей: архетипами первопредка и потомка, мотивами наследования, свадьбы и семейной распри. Свой анализ мы основывали на категориальной базе, предложенной о. П. Флоренским. Использование генеалогических понятий «родства» и «свойствá», соотносимых с категориями времени, пространства и причинности, помогло нам в выявлении особенностей функционирования и взаимосвязей мотивных комплексов, из которых выстраивается семейная тема в произведении. Оказалось, что вертикальную и горизонтальную координаты генеалогической связи можно, сравнить с продольными и поперечными нитями, вдоль которых посредством взаимного пресечения мотивы «снуются», выстраивают основу ткани повествования.

В своей работе мы обратили внимание на то, что язык произведений С. Т. Аксакова характеризуют: специфичный монологизм, образная описательность и неповторимое сочетание «научности» и «лиричности». Мы исследовали проблематику истоков стилистики его мемуарно-автобиографической прозы. Оказалось, что важным фактором ее становления была внутренняя интенция преодоления Аксаковым подспудного тяготения к сентиментализму. Работа над «Записками об уженье рыбы» и «Записками ружейного охотника Оренбургской губернии», стала своеобразной творческой лабораторией, в которой формировались такие черты его языка, как образная описательность, а также неповторимое сочетание «научности и лиричности».

Третью главу нашей работы мы целиком посвятили разбору очерка «Воспоминания об Александре Семеновиче Шишкове». На этом примере мы обнаружили, что язык мемуарных очерков С. Т. Аксакова действительно отличается стилистической взвешенностью, исключительным разнообразием и тщательным отбором художественных средств. Наше исследование показало, что если поэтика прозы Аксакова как губка впитывала в себя художественные приемы и темы современной ей беллетристики, то язык его, несмотря на внешнюю безыскусность, сохранял многие глубинные связи с уходящей в прошлое литературной эпохой, со свойственным ей специфичным отношением к слову. Книги Аксакова дают нам замечательную иллюстрацию того, как распад морально-риторической системы стимулировал создание нового языка мемуарной прозы. Риторика, в силу своего появления на свет из ораторского искусства, с одной стороны, была скована узкими рамками монолога, а с другой – генетически связана с динамичной стихией устной речи. В прозе Аксакова эти противоречивые тенденции обрели новый синтез, в котором эмоционально нейтральная, монологичная стилистика отнюдь не оказывала отрицательного влияния на художественную сторону его произведений, не архаизировала их, а, наоборот, расширила арсенал писательских средств. Этому способствовала присущая Аксакову внутренняя ориентация на устную речь, особое чувство звучащего слова.

Исследуя поэтику очерка «Воспоминания об Александре Семеновиче Шишкове» мы, кроме того, показали, что литературный анекдот – речевой жанр, бывший столь популярным в первой половине XIX века – успешно адаптирован Аксаковым в качестве художественного средства портретизации персонажа. Подобное использование анекдота оказалось очень продуктивным приемом в тех случаях, когда в авторскую задачу входило показать особенности национального характера.

В заключение хочется отметить, что общеметодологическим принципом, который мы использовали в своей работе, было междисциплинарное взаимодействие трех главных парадигм словесности: поэтики, стилистики и риторики. На наш взгляд, именно такой подход будет наиболее продуктивным в деле дальнейшего исследования творчества С. Т. Аксакова – творчества, существовавшего на пограничьи романа и мемуаристики, беллетристики и документальной прозы, на сломе эпох господства морально-риторической системы и литературы нового времени.


Библиография

1.Тексты С. Т. Аксакова

  1. Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем / Изд. подгот. Е. П. Населенко и Е. А. Смирнова. М., 1960. 294 с. (Лит. памятники).

  2. Аксаков С. Т. Собрание сочинений в 4-х тт. / вступ. С. Т. С. И. Машинского. М.: ГИХЛ, 1955. 4 т.

  3. Аксаков С. Т. Собрание сочинений в 5-х тт. М.: Правда, 1966. 5 т. (библиотека «Огонек»)

  4. Аксаков С. Т. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. А. Г. Горнфельда. СПб.: Просвещение, 1909-1910. 6 т.

  5. Аксаков, С. Т. Полное собрание сочинений в 6 тт. / вступ. С. Т. А. С. Хомякова, Н. М. Лонгинова, И. С. Аксакова. СПб.: Изд. Н. Г. Мартынова, 1886. 6 т.

  6. Аксаков, С. Т. Собр. соч.: В 3 т. / вступ. С. Т. Е. И. Анненковой. М.: Худож. лит., 1986. 3 т.

  7. Переписка И.С. Тургенева в 2 тт. / вступ. С. Т. Н. С. Никитиной. М.: Худож. лит., 1986. 2 т.

  8. Письма С. Т. Аксакова К. А. Трутовскому // Русский художественный архив» Вып. 2, 3—4. М., 1892

2. Художественные произведения

  1. Гюго В. М. Ответ на обвинение. // Гюго В. М. Собрание сочинений в 15 томах. Том 12. М.: ГИХЛ, 1956. С. 286—292.

  2. Набоков В. В. Ада, или Эротиада. (Семейная хроника). М.: АСТ, 2006. 700 с.

  3. Уолтон И. Искусный рыболов, или Медитация для мужчин. М.: АСТ: Астрель, 2010. 347 с.

  4. Ransome A. M. Rod and Line. Together with Aksakov on Fishing. [S.l.] : Cape, 1939. ii, 286 p.

3. Мемуары, Дневники, Письма.

  1. Аксаков Иван Сергеевич: Материалы для летописи жизни и творчества Выпуск 1. В 2-х частях. 1823 –1848. / Сост.: С. В. Мотин, И. И. Мельников, А. А. Мельникова; под ред. С. В. Мотина Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010. 151 с.

  2. Аксаков Иван Сергеевич: Материалы для летописи жизни и творчества Выпуск 2. 1848 –1851/ Сост.: С. В. Мотин, И. И. Мельников, А. А. Мельникова; под ред. С. В. Мотина Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010. 259 с.

  3. Аксаков К. С. Воспоминания студентства 1832—1835 годов. // Русские мемуары. Избранные страницы. М.: Правда, 1990. С. 92 –115. (Серия: Литературные воспоминания.)

  4. Аксаков, И. С. Письма к родным: 1844—1849 / Изд. подгот. Т.Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1988. 704 с. (Литературные памятники).

  5. Аксаков, И. С. Письма к родным: 1849—1856 / Изд. подгот. Т.Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1994. 653 с. (Литературные памятники).

  6. Аксакова В. С. Дневник 1854—1855 гг. М.: АСТ: Астрель, 2004. 400 с.

  7. Анненков П. В. Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года. // Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., Правда, 1989. С. 25—111. (Серия: Литературные воспоминания.)

  8. Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. В 3 т. Т. I: 1738—1759. М.: Терра, 1993.

  9. Вяземский П. А. Записки графини Жанлис. Париж. 1825 года. // Вяземский П. А. Полное собрание сочинений. Т. I. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1878. С. 206—215.

  10. Вяземский П. А. Записные книжки (1813-1848). / Сост. В. Нечаева. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 508 с. (Литературные памятники)

  11. Вяземский П. А. Старая записная книжка. М.: Захаров, 2003. 960 с. (Биографии и мемуары)

  12. Гоголь в воспоминаниях современников. / Редакция текста, предисловие и комментарии С. И. Машинского. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. 718 с. (Серия лит. мемуаров)

  13. Данилов М. В. Записки артиллерии майора Михаила Васильевича Данилова, написанные им в 1771 году // Безвременье и временщики. Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-е – 1760-е годы). Л.: Худ лит., 1991.

  14. Дашкова Е. Р. Записки Княгини Е. Р. Дашковой. М.: Наука, 1990. Репринтное воспроизведения с издания: Записки Княгини Е. Р. Дашковой писанные ей самой. Лондон, 1859. 511 с.

  15. Дмитриев И. И. Сочинения. М.: Правда, 1986. 592 с.

  16. Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти // Дмитриев М.А. Московские элегии. М.: Московский рабочий, 1985. С. 141—303.

  17. Добрынин Г. И. Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная. 1752-1827 // Русская старина, 1871. Т. 3. № 2. С. 119—160; № 3. С. 247—271; № 4. С. 395—420; № 5. С. 563—604; № 6. С. 652—672; Т. 4. № 7. С. 1—38; № 8. С. 97 –153; № 9. С. 177—222; № 10. С. 305—378.

  18. Ксенофонт Воспоминания о Сократе // Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств. СПб.: Алетейя, 1997. С. 101—138.

  19. Набоков В. В. Другие берега. Л.: Политехника, 1991. 400 с.

  20. Пушкин А. С. Письмо 501. П. В. Нащокину. От 2 декабря 1832 г. // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. X. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. С. 328.

  21. «России верные сыны...»; Отечественная война 1812 г. в русской литературе первой половины XIX в. В 2-х тт. / Сост. Л. Емельянов, Т. Орнатская Л.: Худ. лит., 1988. 2 .т.

  22. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Письма в 18 томах. Т. III. Письма (1855—1858). М.: Наука, 1987. 704 с.

  23. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. I. М.: Худ. лит., 1964. 624 с. (Серия литературных мемуаров)

  24. Черепанов С. И. Воспоминания о ловле зверей в Сибири: очерк. // Байкал: литературно-художественный журнал. Улан-Удэ, 2008. № 3. С. 138—171.

  25. Черепанов С. И. О рыбном лове в Сибири. Воспоминания // Библиотека для Чтения. 1855. Кн. 2, 4, 5.

4. Критика.

  1. Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995. 526 с. (История эстетики в памятниках и документах)

  2. Анненков П. В. С. Т. Аксаков и его «Семейная хроника». // Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. М.: Олимп: Издательство АСТ, 1998. С. 404—429. (Школа классики)

  3. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 тт., Т. VIII, М.: Худ. лит., 1982. С. 337—412.

  4. Белинский В. Г. Записки о походах 1812 и 1813 годов // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 тт., Т. I, М.: Худ. лит., 1976. С. 375—376.

  5. Белинский В. Г. Ответ «Москвитянину». // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 тт., Т. VIII, М.: Худ. лит., 1982. С. 290—336.

  6. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 тт., Т. III, М.: Худ. лит., 1978. С. 294—350.

  7. В-н А. [Пыпин А.] С. Т. Аксаков о Гоголе // Вестник Европы. 1890. № 9. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича. С. 340—352.

  8. Горнфельд А. Г. С. Т. Аксаков. // Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. М.: Олимп: Издательство АСТ, 1998. С. 468—482. (Школа классики)

  9. Добролюбов Н. А. Деревенская жизнь помещика в старые годы. // Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 3 томах. Т. I. М., 1950. С. 327—362.

  10. Добролюбов Н. А. Разные сочинения С. Аксакова. // Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 3 томах. Т. II. М., 1952. С. 463—474.

  11. Добролюбов Н. А. Русская сатира в век Екатерины // Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 3 томах. Т. II. М., 1952. С. 316—401.

  12. Дудышкин С. С. «Семейная Хроника и Воспоминания» С. Аксакова // Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. М.: Олимп: Издательство АСТ, 1998. С. 436—456. (Школа классики)

  13. Платонов А. П. Детские годы Багрова-внука [Рецензия]. // Платонов А. П. Размышления читателя. Статьи. М.: Сов. писатель, 1970. С. 43—44.

  14. Пушкин А. С. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году : Соч. М. Н. Загоскина // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. VII. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. С. 72—74.

  15. Тургенев И. С. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А –ва. Москва. 1852. // Тургенев. И. С. Полное собрание сочинений и писем в 30-и томах. Т. IV. М.: Наука, 1980. С. 509—523.

  16. Хомяков А. С. О возможности русской художественной школы. // Русская эстетика и критика 40—50-х годов XIX века. М.: Искусство, 1982. С. 126—150. (История эстетики в памятниках и документах)

  17. Хомяков А. С. Сергей Тимофеевич Аксаков // Хомяков А. С. О старом и новом. Статьи и очерки. М.: Современник, 1988. С. 408—415. (Биб-ка «Любителям российской словесности». Из литературного наследия)

  18. Чернышевский Н. Г Заметки о журналах. Сентябрь 1856. // Чернышевский Н. Г Полн. собр. соч. в 15 тт. Т. III. М.: Просвещение, 1947.

  19. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии. // Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7 т. М.: ГИХЛ, 1955—1957. Т.6. С. 421—447.

  20. Шишков А. С. Разговоры о Словесности между двумя лицами Аз и Буки. // Шишков А. С. Собрание сочинений и переводов. Ч. III. СПб.: Типография Императорской Российской Академии, 1824. С. 1—169.

  21. Языков Д. Д. Литературная деятельность С. Т. Аксакова. Библиографический очерк // Исторический вестник. 1891, сентябрь. С. 648—667.

  22. Delaveau H. Les Seigneurs d’Aksakova, chronique d’une famille russe sous Catherine II // Revue des deux Mondes. 1857, t. IX, 15 juin. P. 875—907.

5. Исследования.

  1. Аверин Б. В. Дар Мнемозины. Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб.: Амфора, 2003. 400 с.

  2. Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Аверинцев С. С. Образ античности. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 40—106.

  3. Аверинцев С. С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Образ античности. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 202—224.

  4. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография // Аверинцев С. С. Образ античности. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 225—465.

  5. Аксаковские чтения (1996—1997 гг.) / Ред. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова, 1997. 162 с.

  6. Аксаковские чтения: (материалы ХI Всерос. науч. конф. Уфа, 2 окт. 2009 г.) / редкол.: В. В. Борисова (отв. ред.), С. А. Салова, Г. Н. Кузина, О. С. Тарасенко, П. И. Федоров ; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы, Аксаковский фонд, Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова. Уфа: Вагант, 2009. 264 с.

  7. Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых. Материалы Международной научно-практической конференции (28—29 сентября 2001 г.). Часть I / Отв. ред. Т. Н. Дорожкина; Ред. коллегия: В. В. Борисова, Ю. И. Закиева, Т. О. Иванова, И. П. Малютин, И. А. Никитина. Уфа, БИРО, 2001. 134 с.

  8. Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Материалы международной научно-практической конференции (28—29 сентября 2001 года). Часть II / Ответственный редактор Т. Н. Дорожкина; Ред. коллегия: В. В. Борисова, Ю. И. Закиева, Т. О. Иванова, И. П. Малютин, И. А. Никитина. Уфа: БИРО, 2003.105 с.

  9. Аксаковский сборник. Выпуск 3 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2001. 248 с.

  10. Аксаковский сборник. Выпуск 4 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2005. 234 с.

  11. Аксаковский сборник. Выпуск 5 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2008. 288 с.

  12. Анненкова Е. И. Аксаковы. СПб.: Наука, 1998. 366 с. (Преданья русского семейства).

  13. Анненкова Е. И. Гоголь и Аксаковы. Лекция. Л.: Ленингр. гос. пед. института им. А.И. Герцена, 1983. 48 с.

  14. Анненкова Е. И. Гоголь и русское общество. СПб.: ООО «Издательство «Росток»», 2012. 752 с.

  15. Арапова О. А. Концепт «дружба» в языковом сознании С. Т. Аксакова (на материале его произведений) // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых. Материалы Международной научно-практической конференции (28—29 сентября 2001 г.). Часть I / Отв. ред. Т. Н. Дорожкина; Ред. коллегия: В. В. Борисова, Ю. И. Закиева, Т. О. Иванова, И. П. Малютин, И. А. Никитина. Уфа: БИРО, 2001. С. 9—14.

  16. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. 560 с.

  17. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.

  18. Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критическо-эстетическая мысль его времени // Батюто. А. И. Избранные труды. СПб.: Нестор-История, 2004. С. 569—830.

  19. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. // Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 9—227.

  20. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 11—194.

  21. Бахтин М. М. Эпос и роман. // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 194—233.

  22. Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. 350 с.

  23. Благой Д. Д. Литературный процесс и его закономерности. // Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней, Т. 1, М.: Худ. лит., 1972. С.9—25.

  24. Боровикова М. В., Гузаиров Т. Т., Лейбов Р. Г., Сморжевских-Смирнова М. А., Фрайман И. Д., Фрайман Т. Н. Русские мемуары в историко-типологическом освещении: к постановке проблемы. // «Цепь непрерывного преданья…»: Сборник памяти А. Г. Тартаковского. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т., 2004. С. 346—361.

  25. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (К проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточно-славянские параллели. Структура текста. М.: Наука, 1977. С.259—283.

  26. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. 264 с.

  27. Бялый Г. А. С. Т. Аксаков // История русской литературы : в 10 т. / гл. ред. М.П. Алексеев, Н.Ф. Бельчиков. М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. Т. 7. М.; Л., 1955. С. 571—595.

  28. Вацуро В. Э. Готический роман в России. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 544 с.

  29. Вацуро В. Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л.: Наука, 1978. С. 118—138.

  30. Вертлиб Е. А. Русское – от Загоскина до Шукшина (опыт непредвзятого размышления). СПб.: Библиотека «Звезды», 1992. 415 с.

  31. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Едиториал УРСС, 2004. 648 с.

  32. «Вечные» сюжеты русской литературы: «блудный сын» и другие. [Докл. конф., дек. 1995 г.] / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, В. И. Тюпа. - Новосибирск : Ин-т филологии, 1996. 180 с.

  33. Видуэцкая И. П. Пошехонская старина в ряду семейных хроник русской литературы // Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи. Материалы. Биография. Л.: Наука, 1976. С. 206—219.

  34. Виноградов В. В. Гоголь и натуральная школа. // Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. С. 191—230.

  35. Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.

  36. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М. Высшая школа, 2005. 287 с.

  37. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959 656 с.

  38. Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М.: Русские словари, 1997. 186 с.

  39. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: КомКнига, 2006. 328 с. (Лингвистическое наследие XX века)

  40. Винокур Т. Г. Норма, стиль, язык писателей // Литературный язык и культурная традиция. М.: Стелла, 1994. С. 9—33.

  41. Войтоловская Э. Л. С. Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. Л.: Дет. лит., 1982. 220 с.

  42. Врангель Н. Н. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. СПб.: Журнал «Нева»: ИТД «Летний сад», 1999. 320 с.

  43. Второй Аксаковский сборник / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 1998. 210 с.

  44. Вяземский П. А. Фон-Визин // Вяземский П. А. Полное собрание сочинений. Т. 5, СПб.: Типография Департамента внешней торговли, 1880. 468 с.

  45. Гавранек Б. Задачи литературного языка и его культура // Пражский лингвистический кружок: Сб. статей. М.: Прогресс, 1967. С. 338—377.

  46. Гавранек Б. О функциональном расслоении литературного языка // Пражский лингвистический кружок: Сб. статей. М.: Прогресс, 1967. С.432—443.

  47. Гадамер Г. О круге понимания // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С.72—91. (История эстетики в памятниках и документах)

  48. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М.: Наука. Восточная литература, 1994. 304 с.

  49. Гаспаров М. Л. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2000. 480 с.

  50. Гинзбург Л. Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. / Вступ. С. Т.: Кушнер А.С. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. 768 с.

  51. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.; Худ. лит, 1977. 464 с.

  52. Головко В. М. Незавершённая повесть С. Т. Аксакова «Наташа» в контексте эволюции жанра. / С. Т. Аксаков и славянская культура: Тезисы докладов юбилейной конференции 27—30 сентября / Ред. коллегия: Р.Г. Назиров, В. Г. Прошкин, В. С. Синенко. Уфа: БГУ, 1991. С. 45—48.

  53. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. 340 с.

  54. Гордин А. М. Анна Петровна Керн и ее литературное наследие. // Керн А. П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М.: Правда, 1989. С. 5—24. (Серия: Литературные воспоминания.)

  55. Григорьева Е. Ф. Непреднамеренное С. Т. Аксакова: христианские традиции в творчестве писателя. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. 152 с.

  56. Григорьева Н. И. О поэтике «Исповеди». // Блаженный Августин. Исповедь. / перевод и коммент. С. Е. Сергиенко; Предилсл. и послесл. Н. И. Григорьевой. М.: Гендальф, 1992. С. 507—541.

  57. Гудков, Г. Ф.; Гудкова, З. И. С. Т. Аксаков. Семья и окружение: Краеведческие очерки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1991. 384 с.

  58. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 448 с. (Языковеды мира)

  59. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.

  60. Гусакова О. Я. Творческий портрет Н. А. Полевого в литературных воспоминаниях 1850-х – начала 1860-х годов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2006.

  61. Гусейнова Т. В. Стиль малой прозы С Т Аксакова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Магнитогорск, 2012. 22 с.

  62. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II (И – О), М.: Прогресс: Универс, 1994, (Репринтное воспроизведение с издания 1903—1909 гг. Под ред. Бодуэна-де-Куртенэ).

  63. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV (C – V), М.: Прогресс: Универс, 1994, (Репринтное воспроизведение с издания 1903—1909 гг. Под ред. Бодуэна-де-Куртенэ).

  64. Демкова Н. С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретации, источники: Сборник статей. СПб.; Изд-во СПбГУ, 1997. 220 с.

  65. Дудина Л. Н. Мотив дороги в мемуарной хронике С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» // С. Т. Аксаков и славянская культура: Тезисы докладов юбилейной конференции 27—30 сентября / Ред. коллегия: Р.Г. Назиров, В. Г. Прошкин, В. С. Синенко. Уфа: БГУ, 1991.

  66. Евдокимова О. В. Мнемонические элементы поэтики Н.С. Лескова. СПб.: Алетейя, 2001.317 с.

  67. Егоров Б. Ф. Очерки по истории русской культуры XIX века // Из истории русской культуры. Т. V. (XIX век), М.: Языки русской культуры, 2000. С. 13—389.

  68. Егоров Б. Ф. Труд и отдых в русском быту // Из истории русской культуры. Т. V. (XIX век), М.: Языки русской культуры, 2000. С. 518—530.

  69. Елизаветина Г. Г. «Последняя грань в области романа». Русская мемуаристика как предмет литературного исследования // Вопросы литературы. 1982. № 10. С. 147—172.

  70. Елизаветина Г. Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982. С. 235–263.

  71. Елистратова А. А. Эпистолярная проза романтиков // Европейский романтизм, М.: Наука, 1973. С. 309—351.

  72. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987. 328 с.

  73. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петразаводского ун-та, 1995. 288 с.

  74. Жемчужный И. О. С. Т. Аксаков и М. С. Щепкин (К истории творческих взаимоотношений) // С. Т. Аксаков и славянская культура: Тезисы докладов юбилейной конференции 27—30 сентября / Ред. коллегия: Р.Г. Назиров, В. Г. Прошкин, В. С. Синенко. Уфа: БГУ, 1991. С. 55—57.

  75. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х тт. Т. 1—2. М.; Изд-во имени Сабашниковых, 1998. 944 с.

  76. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М.: Языки русской культуры, 1996. 591 с.

  77. Жирмунский В. М.. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 440 с.

  78. Жирмунский В. М.. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 408 с.

  79. Земскова Е. Е. Русский патриотизм в немецком переводе: А.С. Шишков в воспоминаниях Э. М. Арндта // Русская антропологическая школа. Труды. Т.2. М.: Изд-во РГГУ, 2004. 89—98.

  80. Зеньковский В. В. прот. Гоголь. М.: РИФ Школа «Слово», 1997. 224 с. (Дух и Слово)

  81. Ишкиняева Л. К. Творчество С Т Аксакова и литературная традиция XVIII столетия: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Ульяновск, 2011. 22 с.

  82. Калугин Д. Я. Герой и его автор (некоторые наблюдения над поэтикой русской биографии второй половины XVIII века) // Пермяковский сборник. М., 2009. С. 93—111.

  83. Калугин Д. Я. Жизнь Н. В. Станкевича, описанная П. В.Анненковым: опыт построения биографического нарратива // Проблемы нарратологии и опыт формализма / структурализма. Сборник статей. Отв. ред. В. М. Маркович, В. Шмид. СПб., 2008. С. 258—278.

  84. Калугин Д. Я. Искусство биографии: изображение личности и ее оправдание в русских жизнеописаниях середины XIX века // Новое литературное обозрение. М., 2008 № 91. С. 84—113.

  85. Калугин Д. Я. Русские биографические нарративы XIX века: от биографии частного лица к истории общества // История и повествование. Сборник статей. Под ред. Г. Обатнина, П. Песонена. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 178—195.

  86. Клевенский М. Аксаковы // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 1., М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. Стб. 75—79.

  87. Кожинов В. В. «Семейная хроника» С. Т. Аксакова // Аксаковский сборник. Выпуск 4 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2005. С. 13—22.

  88. Кожинов В. В. Победы и беды России. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 512 с. (Серия: История России. Современный взгляд.)

  89. Колодина Н. А. Проза С. Т. Аксакова: контекст и поэтика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Иваново, 2003.

  90. Кошелев В. А. Век семьи Аксаковых // Север. 1996, 1996. №1. С. 61—122; № 2. С. 93—132; № 3. С. 60—114; № 4. С. 79—118.

  91. Кошелев В. А. Не право о вещах те думают, Аксаков… // Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995. С. 7—42. (История эстетики в памятниках и документах)

  92. Кузьмина Г. Ш. Синергетика концептосферы С.Т. Аксакова как русской языковой личности в дилогии «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2005.

  93. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М.: Просвещение, 1982. 241 с.

  94. Кулешов В. И. П. В. Анненков – мемуарист. // Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., Правда, 1989. С. 5—22. (Серия: Литературные воспоминания.)

  95. Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. М.: Худ. лит., 1976. 288 с.

  96. Курганов Е. Литературный анекдот пушкинской эпохи. Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Helsinki. 1995.

  97. Курганов Е. Я. Анекдот как жанр. СПб.: Академический проект, 1997. 123 с. (Серия: Современная западная русистика)

  98. Летопись жизни и творчества С. Т. Аксакова / Сост. В. В. Борисова, Е. П. Никитина. Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. 236 с.

  99. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 1997. 522 (LXXIII) с.

  100. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X – XVII вв. Эпохи и стили, Л.: Наука, 1973. 256 с.

  101. Лобанов М. П. С. Т. Аксаков. М.: Молодая гвардия, 1987. 364 с. (Жизнь замечательных людей)

  102. Ломунов К. Н. Традиции «натуральной школы» в творчестве писателей, вступивших в литературу в 50-е годы: С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой // «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. М.: Наследие, 1987. С. 243—455.

  103. Лосев А. Ф. Античная литература. М.: ЧеРо, 2005. 543 с.

  104. Лотман Ю. М. Архаисты-просветители // Из истории русской культуры. Т. V. (XIX век), М.: Языки русской культуры, 2000. С. 410—428.

  105. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб.: Искусство – СПБ, 1999. 399 с.

  106. Лотман Ю. М. К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи // Лотман Ю. М. О русской литературе, СПб.: Искусство – СПБ, 1997. С. 794—803.

  107. Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте. (К типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю. М. О русской литературе, СПб.: Искусство – СПБ, 1997. С. 804—817.

  108. Лотман Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века. // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII – начало XIX века). М.: Языки русской культуры, 2000. С. 537—575.

  109. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство – СПБ, 1998. С. 14—288.

  110. Ляпушкина Е. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 148 с.

  111. Майков В. Н. Гоголь и С. Т. Аксаков: (К истории литературных влияний) // Русское обозрение. 1890. Т. III. Май. С. 438—455.

  112. Мальцев Ю. В. Бунин. 1870—1953. Франкфурт на Майне – М.: Посев, 1994г. 432 с.

  113. Манн Ю. В. Мемуары как эстетический документ // Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987. С. 155—170.

  114. Манн Ю. В. Семья Аксаковых. Историко-литературный очерк. М.: Дет. лит., 1992. 384 с.

  115. Манн Ю. В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969. С. 241—305.

  116. Марголис Ю. Д. Книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Основные вехи истории восприятия. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 240 с.

  117. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. (30—50-е годы). Л.: Изд-во. ЛГУ, 1982.

  118. Маркович В. М. О трансформациях «натуральной» новеллы и двух «реализмах» в русской литературе XIX века // Русская новелла. Проблемы теории и истории. Сборник статей под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С. 113—134.

  119. Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1973. 575 с.

  120. Мелетинский Е. М. Культурный герой // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. Т. II., М.: Советская Энциклопедия, 1992. С. 25—28.

  121. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: Изд-во РГГУ, 1994. 136 с. (Чтения по истории и теории культуры)

  122. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука. Восточная литература. РАН, 2000. 407 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока)

  123. Меликова-Толстая С. В. Античные теории художественной речи // Античные теории языка и стиля. / Под ред. О. М. Фрейденберг. Л.: ОГИЗ–СОЦЭКГИЗ, 1936. С. 147—167.

  124. Мельникова Е. В. С. Т. Аксаков в восприятии английских и французских литературных критиков. // Русско-зарубежные литературные связи. Межвузовский сборник научных трудов. Вып 2. / Под. Ред. Н. М. Ильченко. Н. Новгород: НГПУ, 2006. С. 63—68.

  125. Мирский Д. С. Аксаков // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. – London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992.

  126. Михайлов А. В. Гоголь в своей литературно эпохе. // Михайлов А. В. Обратный перевод. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 311—352.

  127. Михайлов А. В. Методы и стили литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 176 с.

  128. Михайлов А. В. Проблема стиля и этапы развития литературы нового времени. // Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологи. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 472—506.

  129. Михайлов А. В. Роман и стиль.// Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологи. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 404—471.

  130. Модзалевский Б. Л. Работы П. В. Анненкова о Пушкине // Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. Избранные труды (1898—1928). СПб.: Искусство – СПб., 1999. С. 436—506.

  131. Морозова Н. Г. Экфрасис в прозе русского романтизма : Дис. на соискание уч. степени канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 210 с.

  132. Нагибин Ю. М. Сергей Тимофеевич Аксаков. // Нагибин Ю. М. Огненный протопоп. М.: Изд-во АСТ, ОАО «ВЗОИ», 2004. С. 271—303.

  133. Назиров Р. Г. Фигура умолчания в русской литературе //Поэтика русской и зарубежной литературы: Сборник статей. Уфа: Гилем, 1998. С. 57—71.

  134. Никитина Е. П. Творческая индивидуальность С. Т. Аксакова в историко-функциональном и сравнительно-типологическом освещении: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Магнитогорск, 2007. 25 с.

  135. Николаева Н. Г. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова: формы письма и традиции жанра: дис. … канд. Филол. наук. Новосибирск, 2004.

  136. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта: Наука, 2002. 424 с.

  137. Никольский В. А. Природа и человек в русской литературе XIX века (50—60-е годы). Калинин, 1973. 226 с.

  138. Орлов П. А. Русский сентиментализм. М.: Изд-во МГУ, 1976. 266 с.

  139. Павлова А. А. Концептосфера внутрисемейных родословных: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2004. 23 с.

  140. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Панченко А. М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. С. 13—278.

  141. Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М.: Сов. писатель, 1982. 512 с.

  142. Покровский К. «Записки об уженьи рыбы» и «Записки ружейного охотника» С. Т. Аксакова, как художественно законченный тип звероловных книжек. // Сергей Тимофеевич Аксаков его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Сост. В. Покровский. М., 1912. С. 92—121.

  143. Поляков А. С. Картина бурана у Пушкина и С. Т. Аксакова. // Пушкин в мировой литературе. Л.: Государственное издательство, 1926. 287—288.

  144. Поспелов Г. Н. Очерк // Большая Советская Энциклопедия. Т. 19. М.: Советская Энциклопедия, 1975. С. 47—48.

  145. Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд. Моск. ун-та, 1970. 330 с.

  146. Пропп В. Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.

  147. Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма // Пумпянский Л. В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 30—158.

  148. Пумпянский Л. В. Об исчерпывающем делении, одном из принципов стиля Пушкина // Пумпянский Л. В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 210—219.

  149. Пумпянский Л. В. Романы Тургенева и роман «Накануне» // Пумпянский Л. В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 381—403.

  150. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988. 224 с.

  151. С. Т. Аксаков и славянская культура: Тезисы докладов юбилейной конференции 27—30 сентября / Ред. коллегия: Р.Г. Назиров, В. Г. Прошкин, В. С. Синенко. Уфа: БГУ, 1991. 142 с.

  152. Савкина И. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем. Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 416 с.

  153. Салова С. А. А. Т. Болотов и С. Т. Аксаков: о культурно-историческом контексте «детской темы» в русской, автобиографической прозе XVIII - XIX веков // Аксаковский сборник. Выпуск 5 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2008. С. 118—125.

  154. Сальникова В. В. Динамика лексического компонента образно-языковой картины мира ребенка: на материале книги С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2006.

  155. Сальникова В. В. Образ леса в языковой картине мира Серёжи Багрова (на материале произведения С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука») // Аксаковский сборник. Выпуск 5 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2008. С. 131—136.

  156. Селитрина Т. Л. «Записки об уженьи рыбы» С. Т. Аксакова на английском языке и европейская пасторальная традиция. // Русско-зарубежные литературные связи. Межвузовский сборник научных трудов. Вып 2. / Под. Ред. Н. М. Ильченко. Н. Новгород: НГПУ, 2006. С. 240—346.

  157. Селитрина Т. Л. Англоязычная критика о С. Т. Аксакове. // Аксаковский сборник. Выпуск 3 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2001. С. 87—96.

  158. Селитрина Т. Л. Жанровая специфика «Семейной хроники» С. Аксакова в трудах отечественных и зарубежных литературоведов // Аксаковский сборник. Выпуск 4 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2005. 40—47.

  159. Селитрина Т. Л. Судьба древней мифологии в национальных литературах. «Охотничий цикл» С. Т. Аксакова // Аксаковский сборник. Выпуск 5 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2008. С. 158—170.

  160. Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.

  161. Сиповский В. В. Очерки из истории русского романа. Т. I, вып 1, 2. (XVIII век). СПб.: Издание Я. Башмакова и К°. 1910.

  162. Смирнов В. Д. Аксаковы. Их жизнь и литературная деятельность. СПб.: Типография Высочайше утвержд. товарищества "Общественная польза", 1895. 88 с.

  163. Смирнова Е. А. С. Т. Аксаков и его книга «История моего знакомства с Гоголем» // Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем / Изд. подгот. Е. П. Населенко и Е. А. Смирнова. М.: Изд. АН СССР, 1960. С. 227—249.

  164. Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.552 с.

  165. Степанов Л. А. Пушкин и А. Корнилович: (Из литературных источников "Капитанской дочки") // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. Вып. 21. С. 147—158.

  166. Таракин П. М. Театральная и литературная критика С. Т. Аксакова: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Самара, 2001. 21 с.

  167. Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика. М.: Наука, 1980. 310 с.

  168. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX в. М.: Наука, 1991. 288 с.

  169. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М.: Археографический центр, 1997. 357 с.

  170. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2003. 334 с.

  171. Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М.: Русскiй мiръ: Московские учебники, 1995. 432 с. (Серия: «Литературная премия Александра Солженицына»)

  172. Тронский И. М. История античной литературы. Л.: Учпедгиз, 1946. 496 с.

    <
  173. Трутовский К. А. Воспоминания о Сергее Тимофеевиче Аксакове // Русский художественный архив. М., 1892. Вып. 1. С. 6; Вып. 2. С. 49—56; Вып. 3. С. 129—135.

  174. Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 255—270.

  175. Угрюмов В. Е. Стиль прозы С. Т. Аксакова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010. 22 с.

  176. Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). М.: Гнозис, 1994. 242 с. (Язык. Семиотика. Культура.)

  177. Файзуллина Э. Ш. Семья Аксаковых как явление русской дворянской культуры // Второй Аксаковский сборник / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 1998. С. 96—112.

  178. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. II (Е – Муж). СПб.: Азбука Изд. Центр Тера, 1996. 672 с.

  179. Фатеев С. П. Проблема «природа и человек» в творчестве С. Т. Аксакова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Киев, 1987.

  180. Федоров П. И. Возвращение к традиции. Аксаковская тема в творчестве М. А. Чванова // Аксаковский сборник. Выпуск 4 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2005. С. 174—182.

  181. Федоров П. И. Идея соборности в «Семейной хронике» С. Т. Аксакова // Второй Аксаковский сборник / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 1998. С. 24—34.

  182. Феномен Гоголя: Материалы Юбилейной Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя / Под ред. М. Н. Виролайнен и А. А. Карпова. СПб.: Петрополис, 2011. 850 с.

  183. Флоренский П. А. прот. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание. М.: Московский рабочий, 1992. 560 с.

  184. Флоренский П. А. прот. У водоразделов мысли // Флоренский П. А. прот. Сочинения. Т. III, Кн. 2, М.: Мысль, 1999. 623 с. (Философское наследие).

  185. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.

  186. Харитиди Я. Ю. Начало профессиональной театральной критики в России. С. Т. Аксаков: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М.: ГИТИС, 2007.

  187. Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). М.: Наука, 1965. 322 с.

  188. Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в.. М.: Изд-во МГУ, 1986. 269 с.

  189. Чванов М. А. Если не будете как дети. М.: Современник, 1990. 429 с.

  190. Чванов М. А. Корни и крона: Я был в Аксакове... Уфа: Башк. кн. изд-во, 1991. 525 с.

  191. Чжу Сяодун. Фразеология в произведениях С.Т. Аксакова: состав и употребление: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Иваново, 2006.

  192. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. пис., 1975. 376 с.

  193. Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. М.: Худ. лит.,1977. 446 с.

  194. Чичерин А. В. Русское слово Сергея Аксакова // Русская литература. № 2, 1976. С. 120—126.

  195. Шёнле Андреас. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий 1790—1840. СПб.: Академический проект, 2004. 272 с.

  196. Шенрок В. И. С. Т. Аксаков и его семья // Журнал Министерства народного просвещения. 1904, № 10. С. 355—418; № 11. С. 1—66; № 12. С. 230—290.

  197. Шкловский В. Б. Повести о прозе. В 2-х томах. М.: Худ. лит.,1966. 2 т.

  198. Щукин В. Г. Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе. Krakow, 1997. 316 с.

  199. Щукин В. Г. Поэзия усадьбы и проза трущобы. // Из истории русской культуры. Т. V. (XIX век), М.: Языки русской культуры, 2000. С. 574—588.

  200. Щукин В. Г. Спасительный кров. // Из истории русской культуры. Т. V. (XIX век), М.: Языки русской культуры, 2000. С. 589—609.

  201. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Сборник статей. Л.: Худ. лит., Лен. отд., 1969. С. 306—326.

  202. Эйхенбаум Б. М. Мой временник // Эйхенбаум Б. М. «Мой временник». Художественная проза и избранные статьи 20—30-х годов. СПб.: Инапресс, 2001. С. 25—141.

  203. Эйхенбаум Б. М. С. П. Жихарев и его дневники. // Жихарев С. П. Записки современника. М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 638—662. (Литературные памятники)

  204. Эйхенбаум Б. М. Черты летописного стиля в литературе XIX века // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л.: Худ. лит., Лен. отд., 1969. С. 371—379.

  205. Экфрасис в русской литературе. / Сборник трудов Лозаннского симпозиума. Под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. 216 с.

  206. Энгельгардт Б. М. Феноменология и теория словесности. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 464 с.

  207. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 301 с.

  208. Якимович Т. К. Французский реалистический очерк 1830—1848 гг. М.: Изд. АН СССР, 1963. 318 с.

  209. Яковлева Т. В. Художественный стиль очерков С. Т. Аксакова «Буран» и «Очерк зимнего дня»: сравнительный аспект // Аксаковский сборник. Выпуск 5 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2008. С. 136—141.

  210. Durkin A. Sergei Aksakov and Russian Pastoral. New Brunswick (N. J.), 1983. 262 p.

  211. Hewitt K. Understanding English Literature. Oxford: Perspective Publications Ltd. 1997. 278 p.

  212. Hodge T. P. Translator’s introduction. // Aksakov Sergei Timofeevich. Notes on Fishing. Translated, Introduced, and Annoted by Thomas P. Hodge. N.Y., 1997, P. xi – xxxvii.

  213. Salaman E. A collection of moments: A study of involuntary memories. New York. 1970. viii, 142 p.

  214. Salaman E. The Great Confession: from Aksakov and De Quincey to Tolstoy and Proust. London. 1973. 312 p.

  215. Wachtel A. The Battle for childhood: Creation of a Russian Mith. California; 1990. 264 p.

Abstract

In the middle of the 19th century the Russian memoir literature began close interaction with others genres, first of all with the novel and the essay those transformed its poetics and style. Sergey Timofeyevich Aksakov was the pioneer of this process. Many trends of this transformation affected his works significantly.

Working on the books about hunting and fishing Aksakov elaborated own synthetic style that jointed cognitive practices, ekphrasis, lyric self-conscience and emotional openness of narrative.

He introduced in his reminiscences many new plots and characters those were borrowed from the novel. Thanks to it the memoir literature was enriched with new stock of methods of art. The characteristic features of Aksakov's memoir prose became the specific syuzhet structure and the proclaimed subjectivity. He denied the traditional unbiased author's point of view that just describes events for descendants. He selected the themes and plots for his works presumably leaning on the aesthetic criteria. The distinction of motif and syuzhet structure of the “Family chronicle” is the characters those contain features traced back to archaic myths and tails. Their performance is specifically connected with the chronotope.

To understand properly the Aksakov's style it is necessarily to take into consideration his attitude toward the oral word and the practice of primary uttering aloud his written works. It became one of factors that predetermined the monologue and the spoken language as the basis of his style. Aksakov invented new usage of literary anecdote in memoir and autobiographical prose. Introducing the anecdote into narrative he achieved some different purposes, he portrayed characters, put accents on important conflicts and formed the author's image as a spontaneous storyteller.


Содержание

Предыдущая глава

Начало


Рейтинг@Mail.ru