На главную

 

Новостная сводка

для православного информационного агентства «Русская линия»

http://www.rusk.ru/

с 23.10.1999 по 31.12.1999.

 

Вести с Балкан от 23 октября 1999

19 сентября в Вознесенском соборе города Врача митр. Врачанский Калинник (Македонская ПЦ) и митр. Доростольско-Червенский Неофит (Болгарская ПЦ) отслужили совместную литургию. Македонская архиепископия в 1967 году откололась от Сербской церкви и не была признана ни одной из официальных поместных церквей. В последнее время наметилась тенденция к признанию македонской церкви со стороны Московской и Болгарской патриархий, так, кроме указанного уже сослужения, недавно в Москве состоялась встреча патриарха Алексия с Петром митр. Австралийско-новозеландским юрисдикции Македонской ПЦ.

6 октября скончался и 8 октября погребен первоиерарх Македонской Православной Церкви архиеп. Охридский Михаил. Он был избран на эту должность в декабре 1993. Македонская архиепископия считается раскольнической и не состоит в литургическом общении с официальными православными церквами.

На прошедшем 9 октября внеочередном Поместном Соборе новым главой Македонской Церкви был выбран митр. Брегальничский Стефан. Он родился в 1955 году. В 1974 г. окончил Белградский православный факультет. В 1982 г. защитил магистерскую диссертацию в экуменическо-патрологическом институте «Св. Николай» в Бари (Италия). В 1986 г. был пострижен в монашество и рукоположен в митрополитом Злетовско-Струмичским.

4 реставрированные и законсервированные фрески из болгарского пещерного монастыря на реке Русенский Лом будут представлены на выставке посвященной 2000-летию христианства в Риме. Они были особо отобраны итальянскими специалистами для экспозиции, которая откроется 20 января 2000 года. Фрески были написаны в XII веке во времена Второго Болгарского Царства.

В Болгарии снимается фильм, посвященный жизни и деятельности болгарского католического епископа Евгения Босилкова. Он был расстрелян коммунистической властью в 1952 году и впоследствии прославлен Папой как блаженный.

Болгарские археологи обнаружили в Родопских горах средневековый церковный центр VIIXI вв. Найдены остатки 3-х храмов XI века, византийской базилики IV-го в. и средневековой крепости. Вероятно, что там располагалась одна из древних епископий.

7 октября, в рамках официального визита королева Голландии Беатрикс посетила Рыльский монастырь и пожертвовала обители 10 млн. левов. Настоятель монастыря епископ Драговитийский Иоанн встретил высоких гостей и показал им монастырь. Королева Беатрикс и принц Клаус (протестанты по вероисповеданию) поклонились перед гробом царя Бориса Третьего и мощами св. Иоанна Рыльского, а затем посетили монастырский музей.

В начале октября Болгарию посетил царь Симеон II. Он встретился с премьером Иваном Костовым и другими официальными лицами. Целью приезда царя было обсуждение возможности возвращения имущества отобранного коммунистической властью.

12 октября в Косово, среди бела дня, был убит сотрудник ООН, болгарин по национальности. Причиной убийства послужило то, что он обратился к местному жителю с вопросом заданным по-сербски.

 

Вести с Балкан от 30 октября 1999

Патриарх Константинопольский Варфоломей и болгарский царь в изгнании Симеон II приняли участие в прошедшем в середине октября международном симпозиуме «Религия, наука и окружающая среда». Заседания проходили на борту корабля в рамках круиза по Дунаю. Вопросы экологии стали очень актуальны для балканских государств особенно после разрушительных для природы НАТОвских бомбардировок.

На состоявшемся 25 октября в монастыре Грачаница собрании представителей косовских сербских общин заявлено о создании Сербского национального совета. Совет состоит из 49 делегатов. Руководителем избран архиепископ Артемий. Совет заявил о необходимости кантонизации Косова и создании сербских сил по защите правопорядка. Руководство НАТО не согласно с решениями и действиями косовских сербов.

 

Вести с Балкан от 06 ноября 1999

30 октября президент Петр Стоянов и другие высшие должностные лица Болгарии присутствовали на освящении церкви в курортной местности Пампорово в Родопских горах. Церковь была заложена в 1994 году. До недавнего времени отношения президента и Болгарской церкви были натянутыми из-за поддержки им раскольнической юрисдикции возглавляемой умершим недавно митрополитом Пименом.

01 ноября в Приштине на пороге собственного дома был ранен в ногу Момчило Трайкович. Он является одним из ближайших сподвижников архиепископа Артемия Рашко-Призренского в деле защиты пока еще остающихся на территории Косово сербов и их святынь. Официальные представители НАТО и ООН осудили это нападение. Начато расследование.

2 ноября патриарх сербский Павел встретился с католическим архиепископом Белградским Францем Перка. Католический архиепископ передал денежное пожертвование от папы Иоанна Павла II в помощь косовским детям.

 

Вести с Балкан от 13 ноября 1999

26 сентября православные христиане города Сараево отпраздновали память недавно прославленного Сербской Церковью священномученика Петра (Зимонича). Особенностью этой службы является то, что она проводилась в первом храме, строящемся в честь этого святого. Св. Петр является небесным покровителем города Сараево митрополитом, которого он был. Святитель принял мученический венец в во время II мировой войны. Он был убит усташами в одном из концентрационных лагерей. Память его чтится в 3-е воскресенье сентября.

9 октября бывший архиепископ Захумско-Герцеговинский Афанасий выступил с официальным опровержением слухов возникших, в светской прессе после его ухода за штат. Владыка заявил, что это его решение продиктовано лишь его слабым здоровьем, и соответствует канонам православной церкви. Он отверг слух о том, что он на сентябрьском внеочередном архиерейском соборе призывал к отставке патриарха сербского Павла.

В середине октября патриарх Сербский Павел посетил Косово. На праздник Покрова Пресвятой богородицы, в сослужении духовенства им была отслужена божественная литургия в монастыре Печская патриархия, одной из немногих древних сербских святынь, которые пока еще удается сохранить в Косово.

9 ноября в косовском селе Доньи Закут была сожжена еще одна православная церковь. В общей сложности число разрушенных православных храмов и монастырей в Косово приближается к 80. Убийства сербов происходят ежедневно. Международные силы практически бездействуют. Более того, официальные руководители КФОР сознательно занижают число погибших сербов, о чем 10 ноября официально заявил архиепископ Рашко-Призренский Артемий.

31 октября в церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Шибеник (Хорватия) епископом Загребско-Люблянским был настолован на Далматинскую кафедру епископ Фотий. Положение православных сербов в Хорватии остается тяжелым как из-за притеснений со стороны властей, так и из-за враждебности хорватов.

1 ноября в Болгарии праздновался «День народных будителей» – праздник в который вспоминаются народные просветители и борцы за освобождение от турецкого ига. Православная церковь многих из них почитает как вселенских и местно-чтимых святых, таковы, например: св. Иоанн Рыльский и св. Евфимий Тырновский. Праздник появился в 1909 году, в 1922 стал общенациональным, а в 1945 году был запрещен коммунистами. Снова стал он праздноваться с 1992 года.

Археологи и реставраторы заканчивают работу по консервации уникальных фресок в церкви св. Георгия в городе Кюстендил. Храм построен в VIII веке и является и является православной и исторической святыней Болгарии.

Президент США Билл Клинтон перенес на неделю и сократил на сутки свой официальный визит в Грецию. Причиной этого решения является рост антиамериканских и антинатовских настроений среди греков, выражающийся в массовых манифестациях и нападениях на американские объекты в Греции.

Православные, Армянские и Римо-католические храмы в Назарете будут закрыты на два дня в знак протеста против решения построить на главной площади этого города мечеть.

 

Вести с Балкан от 20 ноября 1999

В день святого Архистратига Божия Михаила (по григорианскому календарю) были крещены 80 заключенных отбывающих наказание в Старозагорской тюрьме в Болгарии. В общей сложности, за последние 2 года, здесь приняли крещение более 400 человек. Кроме того, недавно в тюремном училище было введено преподавание Закона Божьего.

«В рамках» Пакта стабильности в юго-восточной Европе» все страны балканского региона должны будут исправить учебники и школьные программы по истории», заявил официальный представитель этой организации Доналд Керш. Из учебников должно быть устранено все, что может рассматриваться как проповедь национализма и «негативный взгляд на прошлое». Предусматривается также переподготовка всего преподавательского состава. Уже формируются рабочие группы по выполнению данной программы.

Хельсинский комитет защиты болгарского меньшинства в западных районах Югославии обвиняет Сербскую Православную Церковь в ущемлении религиозных прав болгар. В этом году исполняется 80 лет с подписания Нёийского договора, по которому эти земли были включены в Югославию. За годы коммунистического правления более 40 храмов и монастырей в этой местности были разрушены, а священники изгнаны. Сейчас некоторые церкви восстанавливаются, но служат в них батюшки сербы. Комитет требует возвращение местных приходов в юрисдикцию Болгарской Патриархии.

В Греции продолжаются выступления против готовящегося приезда в эту страну президента США Билла Клинтона. Наряду с демонстрациями совершаются теракты против американских учреждений в стране. Так 14 ноября была взорвана бомба перед представительством компании «Форд». Напротив, в Болгарии готовятся торжественно встречать Клинтона, который ожидается здесь с 21 по 23 ноября. Кульминационной частью визита 22-го числа будет речь американского президента на площади пред храмом-памятником св. Александра Невского, после которой планируется многочасовой концерт.

18 октября в Стамбуле состоялась встреча Вселенского патриарха Варфоломея и премьер-министра республики Македония Любчо Георгиевски. На встрече было решено сделать более активными официальные отношения между правительством Македонии и Вселенской Патриархией. По вопросу признания каноничности Македонской Церкви патриарх Варфоломей повторил, что в первую очередь это вопрос, относящийся к ведению Сербской Православной Церкви. Охридская архиепископия в течение многих столетий являлась независимой и сыграла важную роль в истории Православия. В 1767 году она была насильственно включена в состав Константинопольского Патриархата, а впоследствии стала частью Сербской Церкви. Оба эти события Македонская Православная Церковь осуждает. С другой стороны, Сербская Патриархия признает неканоничным отделение Македонской Церкви односторонне объявленное ей в 1967 году. Последнего мнения придерживаются все официальные православные Церкви.

 

Вести с Балкан от 27 ноября 1999

Турецкие власти будут содействовать восстановлению церкви св. Георгия в г. Одрин. Это единственный православный храм (принадлежит Болгарской Патриархии) в западной Фракии. Церковь была построена в прошлом веке и почти столетие находилась без присмотра, сейчас она находится в полуразрушенном состоянии. Турецкие власти обычно настроены резко антиправославно, но в данном случае такое их отношение объясняется желанием привлечь в эти места туристов и паломников из Болгарии и Греции.

17 ноября патриарх Болгарский Максим, митрополиты Видинский Дометиан и Тырновский Григорий встретились с послом США в Болгарии Ричардом Майлсом. На встречи обсуждался широкий круг вопросов, в том числе важная для Болгарской Церкви в настоящее время проблема возвращения национализованной собственности. Обе стороны остались довольны этой встречей.

18 ноября патриарх Сербский Павел принял делегацию духовенства Римокатолической Церкви из Италии во главе с архиепископом Лоретским Анджело Комастрия. На встрече обсуждались вопросы междуцерковного сотрудничества, гуманитарной деятельности и ситуация в Косово и Метохии.

14 – 16 ноября в Осло (Норвегия) состоялась конференция на тему «Европа после Косовского кризиса – последствия для Церкви». Встречу организовала Конференция Европейских церквей в сотрудничестве с Сербской Православной Церковью, ВСЦ и Венской группой. Сербскую делегацию возглавлял епископ Бачский Ириней (Булович). На конференции было обращено внимание на отрицательные последствия межэтнических столкновений и НАТОвских бомбардировок и было потребовано от Совета Безопасности перерассмотреть вопрос о санкциях против СР Югославии.

Архиепископ Артемий Рашко-Призренский направил открытое письмо президенту США Биллу Клинтону, в котором потребовал предоставить национальным меньшинствам в Косово такую же защиту, как и недавно албанцам. Владыка сказал: «Многонациональное Косово, которое пережило десятилетие репрессивного руководства Милошевича, теперь перестало существовать. Изгоняются не только сербы, но и цыгане, боснийские мусульмане, хорваты, турки». Он заявил, что с момента введения натовского контингента две трети сербов были вынуждены покинуть Косово, около 400 человек были убиты и более 460 похищены.

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий дал обширное интервью газете «Репортер». Приводим краткий пересказ основных тем, затронутых в нем. На вопрос корреспондента о том, не является ли отставка епископа Амфилохия с поста руководителя агентства «Православле Пресс» свидетельством некоего «красного переворота» в Синоде, владыка ответил, что не следует придавить этому событию особого значения и, что агентство продолжит свою деятельность. Кроме того, он сказал, что Церковь продолжает поддерживать требование отставки Слободана Милошевича с поста президента, а осуждение демонстраций оппозиции со стороны епископа Милешевского Филарета считает его частным мнением. По поводу возможного отделения Черногории от Югославии владыка отметил, что обе противоборствующие стороны мало отличаются между собой по духу и, что и те и другие ищут лишь своей выгоды. Касаясь ситуации в Косово, он сказал, что запад использовал «несчастных албанцев» для достижения своей цели, захвата этой территории с ее богатствами.

 

Вести с Балкан от 04 декабря 1999

По решению синода СПЦ готовится первое за последние 75 лет издание «Справочника» посвященного устройству Сербской Православной Церкви. В нем будут опубликованы сведения по всем епархиям и приходам, как в Сербии, так и заграницей. Подобные издания регулярно издаются почти всеми Поместными Церквами.

21 ноября в селе Чево (недалеко от города Цетине в Черногории) произошло серьезное столкновение между священниками Сербской Православной Церкви и представителями раскольничьей Черногорской Автокефальной Церкви. «Митрополит» Михаил Дедеич (глава Черногорской Церкви) в сопровождении группы своих приверженцев пытался совершить службу в местной церкви в которой уже находился священник Сербской Церкви Драган Станишич с прихожанами. Произошла драка прерванная вмешательством полиции. В тот же день большая группа сторонников «митрополита» Михаила устроила митинг протеста перед муниципалитетом Цетине. Увидев проходящего мимо священника СПЦ Радомира Никчевича, митингующие напали на него. Новая драка, также была остановлена местной полицией, которая арестовала и священника и нападавших. После короткого разбирательства оба сербских батюшки были отпущены.

Так называемая Черногорская Православная Церковь возникла в 1993 году и претендует на каноническое преемство по отношению к Черногорской Церкви присоединившейся в 1920 году к Сербской Православной Церкви. В последнее время резко усилилась активность ее членов, что связано с попытками отделения самой Черногории от Югославии.

В 20 числах ноября в городе Тивот а затем в Белграде состоялась большая научная конференция с участием светских и церковных историков посвященная 780-летию основания Черногорско-Приморской митрополии. На заседаниях обсуждались открытия сделанные во время последних археологических раскопок. По окончании конференции была открыта выставка, посвященная истории Превлачского монастыря св. архангела Михаила одного из главных православных духовных центров средневековой Черногории. В последнее время, вопросы, связанные с историей православия в этих местах приобрели острый политический оттенок. Многие политические деятели, а также члены Черногорской Православной Церкви все громче заявляют, что основание святым Саввой в 1219 году Зетской епископии явилось первым шагом к духовной и политической оккупации Черногории сербами.

25 ноября несколько иеромонахов из монастыря Печская патриархия посетили город Ораховац. Они посетили там местное сербское гетто с целью выяснить, какую помощь может оказать Церковь местным жителям. Монахи хотели помочь выехать из города двум беременным женщинам но голландские военные воспрепятствовали этому сославшись на необходимость «проверки». В последнее время натовцы активно противодействуют выезду сербов из Косова. В этом городе должен был быть размещен российский батальон КФОРа, но его не пускают сюда албанцы.

Итальянская газета «Манифесто» сообщила о существовании новых доказательств, что Ватикан передал Хорватии 40 миллионов долларов на закупку оружия во время последней войны в Боснии. Доказательства всплыли в результате расследования преступной деятельности одного из крупных чиновников Южноафриканской республики, через банки которой переводились эти деньги. Официальные представители Ватикана ранее постоянно утверждали, что их помощь Хорватии была исключительно гуманитарной.

Председатель Народного Собрания Болгарии Йордан Соколов встретился 21-го ноября в Ватикане с папой Римским Иоанном-Павлом II. Папа заявил, что он давно желает посетить Болгарию и что даже имеет приглашение от президента Петра Стоянова, но препятствием пока является отсутствие подобного приглашения со стороны патриарха Максима.

По сообщению болгарского вестника «24 часа» в Болгарию прибыли несколько крупнейших деятелей мирового масонства. Поводом этого визита явилось празднование столетия со дня основания местной секции международной еврейской организации «Сыны завета» и 90-летие создания болгарской ложи «Кармел».

Церкви св. муч. Недели в Йозичах (Черногория) угрожает серьезная опасность. Она находится на берегу Которского залива, всемирно известного центра туризма. По недавно принятому плану, практически над самым храмом планируется возведение гигантского моста, который должен связать между собой берега бухты. Уже начеты геодезические работы. Храм многократно страдал за время своей истории: был поврежден и во время землетрясения 1979 года, и во время второй мировой войны, кроме того был осквернен католиками установившими в нем свой алтарь. И вот теперь ему угрожает новое бедствие.

 

Вести с Балкан от 11 декабря 1999

В начале декабря в Косово в селе Бинач албанскими террористами был разрушен до основания древний (основан в 14 в.) монастырь во имя св. архангела Михаила. В начале, несколькими днями ранее, были сожжены кельи и вырублен парк, а затем то, что осталось, включая храм, было заминировано и подорвано. Командование расположенного рядом американского военного подразделения КФОРа многократно предупреждалось о возможности этого злодеяния, но сознательно проигнорировало все просьбы о защите святыни. Приехавший туда в воскресенье отец Савва (Янич) заявил: «Ясно, что албанцы не остановятся в своем варварстве, пока не разрушат все церкви в Косово».

1 декабря агентство ТАНЮГ опубликовало письмо направленное мусульманскими общинами Косова и Метохии. В письме содержится обращение ко всем гуманитарным и иным организациям с просьбой принять скорейшие меры по защите мусульманского населения этого района. Албанцы преследуют всех говорящих на сербском языке жителей Косова независимо от их национальности. Они изгоняют из школ детей, грабят дома, убивают или вынуждают людей уехать. Наступила зима, но международные организации практически не оказывают ни какой помощи, люди живут без еды и лекарств, жилища не отапливаются. Десятки тысяч мусульман, также как и православных сербов уже покинули Косово, уехав в Сербию, Черногорию и Македонию.

29 ноября патриарх Сербский Павел присутствовал на торжественном приеме у президента Югославии С. Милошевича по поводу празднования «Дня Республики». В связи с этим архиепископ Рашко-Призренский Артемий опубликовал открытое письмо с осуждением патриарха. Владыка заявил: «После того, что Милошевич сделал с сербским народом, после трагедии разразившейся в Косово, после решительного требования Церкви, чтоб Милошевич ушел в отставку, ваше принятие приглашения и выражение личного к нему уважения, поразило и привело в недоумение многих архиереев, монашествующих и большинство сербов». Он добавил, что участие в «праздновании» является не позицией Церкви, а личным делом Святейшего и, что подобные действия только ухудшают итак тяжелое положение сербского народа.

Градоначальник города Банья Лука (Босния и Герцеговина) Джордже Умичевич был снят со своего поста из-за отказа восстановить мечеть в этом городе. Это решение было навязано правительству Республики Сербске со стороны международной администрации, фактически правящей сейчас Боснией и Герцеговиной. Мечеть «Ферхаджия» была возведена в Банья Луке в 1580 году и разрушена во время последней войны. За несколько дней до того как подать в отставку, в интервью местному телевидению Умичевич заявил, что сейчас в городе мусульман практически нет, а потому она и не нужна. Он добавил, что мечеть может быть построена, если в городе опять поселится достаточно большое количество мусульман, которые будут лояльны по отношению к Республике Сербске, и будут соблюдать все ее законы.

В конце ноября в селе Бистр, совместно Вранским митрополитом Пахомием (Сербская ПЦ) и митрополитами Дометианом и Геласием (Болгарская ПЦ) была освящена церковь во имя св. ап. Филиппа. Это село находится в районе, который до 1919 года был частью Болгарии, а теперь принадлежит Югославии. В последнее время, болгарские националисты требуют установления особого статуса для этой области и передачи местных приходов в ведение Болгарской Православной Церкви.

30 ноября президент Болгарии Петр Стоянов встретился с представителями руководства всемирной еврейской организации «Бнай Брит». Поводом для встречи явилось столетие со дня основания «Бнай Бритом» первой своей болгарской ложи. Президент Стоянов поблагодарил представителей организации за помощь в подготовке посещения Болгарии Биллом Клинтоном и за содействие процессу присоединения страны к Европейскому Союзу.

Европейский филиал католической благотворительной организации «Каритас» провел 3 декабря форум в Софии посвященный помощи странам юго-восточной Европы. Организация планирует проведение многих новых программ по помощи неимущим в странах бывшего советского блока. За последнее время «Каритас» пожертвовала 200 млн. евро на восстановление Косово, эти деньги будут распределяться через Сербскую Патриархию.

26 и 27 ноября в Аммане состоялась конференция, в которой участвовали главы и представители религиозных организаций стран юго-восточной Европы: Албании, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Греции, Македонии, Румынии, Словении, Хорватии, Турции и Югославии. Было составлено общее заявление, в котором выражается сочувствие всем жертвам конфликтов в этом регионе, а особенно последних войн на территории бывшей и нынешней Югославии. Участники конференции обратились с призывом в дальнейшем решать проблемы путем мирных переговоров. Особо они обратились к международным организациям с просьбой более активно оказывать помощь всем пострадавшим.

4 декабря греческая полиция выдворила из страны группу членов американской секты «Озабоченные христиане». Стало известно, что сектанты (18 человек, из них 5 маленьких детей) планировали Греции совершить коллективное самоубийство, в момент наступления 2000 года.

 

Вести с Балкан от 18 декабря 1999

Среди членов Сербской Православной Церкви продолжается смущение, вызванное присутствием патриарха Павла вместе с Президентом Милошевичем на праздновании «Дня Республики». Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий 7 декабря заявил, что патриарх был «кем-то введен в заблуждение» и, что «он, вероятно, считал, что это праздник единства Сербии и Черногории, государства, которое существует сейчас, а не того, которого уже давно нет». 9 декабря в Валево прошла демонстрация оппозиции, во время которой некоторые участники несли транспоранты-карикатуры с изображением патриарха целующего руку Милошевича. Однако в последнее время в прессе стали появляться выступления также и в защиту патриарха.

В этом году исполняется 800 лет со дня основания Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. На празднование этого события в конце ноября в городе Требине собрались на конференцию церковные, общественные и политические деятели Боснии и Герцеговины. Они посетили монастырь Тврдош, наиболее известный в епархии, а также другие монастыри, которые сейчас восстанавливаются после разорения во время последней войны. Кроме того, участники конференции побывали на месте строящегося храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь возводится по образцу храма в Грачанице, и по окончании строительства в нее будут перенесены останки поэта князя Йована Дучича, умершего в Америке и завещавшего быть похороненным на родине.

Черногорско-Приморская митрополия СПЦ выпустила заявление, в котором выражается озабоченность по поводу усиливающегося раздора между властями Сербии и Черногории. В заявлении осуждается поддержка некоторыми политическими кругами самозванной Черногорской Православной Церкви. Кроме того, в обращении содержится просьба о помощи и защите сербскому народу и православным святыням в Косово.

Синод Болгарской Православной Церкви благословил строительство часовни во имя св. Иоанна Рыльского в Антарктиде. Часовня будет построена на территории болгарской научной базы, и будет принадлежать Австралийской и Американской митрополии БПЦ. Она станет первым православным храмом в Антарктиде.

На Афоне вот уже 2 года продолжаются большие работы по реставрации Хиландарского монастыря. В них совместно участвуют греческие и сербские строительные организации. За последнее время проложена новая дорога к монастырю и начато восстановление башни Святого Саввы. В 1998 году Хиландар отпраздновал 800 лет со дня основания.

 

Вести с Балкан от 25 декабря 1999

16 декабря в Боснии в селе Турьяк был установлен памятник жертвам геноцида совершенного усташами над сербами во время II Мировой Войны. На граните выбиты имена 1224 жертв, включая 486 детей замученных в местных лагерях смерти. Памятник был освящен епископом Баньялуцким Ефремом в сослужении священства. Здесь же присутствовал председатель народной скупщины Республики Сербски Петар Джокич.

16 декабря патриарх сербский Павел принял представителя всемирной продовольственной программы Роберта Хаузера. Было принято решение, что СПЦ примет активное участие в распределении продуктовой гуманитарной помощи в Югославии. Значительная часть этой помощи формируется на пожертвования православных христиан и экуменических организаций в Западной Европе.

19 декабря в Сербии широко прошли празднования дня памяти святителя Николая. Как и в России, здесь он один из наиболее чтимых святых, ему посвящено более 600 храмов.

Патриарх Павел служил праздничную литургию в церкви св. Николая в Земуне.

Патриарх Сербский Павел встретился 21 декабря с новым Англиканским капелланом в Югославии, Румынии и Болгарии Стивом Хьюзом и принял от него рождественские поздравления от Архиеп. Кентерберийского Джона Кери. В беседе обсуждалась ситуация в Косово. Патриарх Павел подарил капеллану Хьюзу книгу «Распятое Косово» с фотографиями разрушенных за последнее время православных святынь.

Католический архиепископ Белграда Франц Перко 22 декабря поздравил своих, и православных верующих с приближающимся праздником Рождества Христова (по григорианскому календарю). Сербский патриарх Павел также послал поздравление с этим днем архиепископу Перко.

Известно тяжелое положение Православных Сербских Святынь в Косово. Албанские террористы разрушают храмы и монастыри. Но не менее тяжелая участь постигла там и библиотеки. Албанцы, пытаясь стереть все следы пребывания сербов в Косово, уничтожают и их книги. Сожжены книги в Приштинской Городской библиотеке насчитывающей более 400 тысяч томов. Не менее страшная участь грозит библиотеке Призренской Духовной Семинарии. В основу этого замечательного книгохранилища, еще два столетия назад, легла личная библиотека русского консула Ивана Степановича Ястребова. Являясь по профессии дипломатом, он оказался еще и талантливым просветителем, много помогавшим сербскому народу, страдавшему в то время под турецким игом. Недаром памятник ему установленный в Призрене благодарными сербами был взорван албанцами одним из первых.

Премьер-министр Македонии Любчо Георгиевски 18 декабря об официальном признании, ранее существовавшего нелегально, албанского университета в городе Тетово. Это решение является первым шагом по выполнению тайного договора с албанскими лидерами заключенного накануне недавних выборов. Новый президент Борис Трайковский был выбран в первую очередь благодаря поддержке его албанским меньшинством, составляющим в здесь около трети населения. Можно ожидать, что и далее в качестве платы за голоса албанцы будут получать новые права и льготы, тем самым, приближаясь к своей мечте — разделу Македонии.

Депутаты албанцы в парламенте Македонии протестуют против готовящегося празднования 2000-летия Рождества Христова. Согласно ранее утвержденному проекту, в ознаменование этого события, на горе возле столицы государства города Скопье планировалось воздвигнуть огромный крест украшенный мотивами из фресок православных македонских храмов. Именно против установки креста возражают албанцы, утверждая, что он будет оскорблять чувства местных мусульман.

16 декабря правительство Болгарии приняло официальный список праздничных дней для верующих исповедующих различные религии. Сюда вошли мусульманские Куйрам-байрам и Рамазан; иудейские Песах, Шавуот и Йом-Кипур; три дня отмечаемых сектой «Белое братство», основанной Петром Деневым; а также главные праздники Католической, Армянской, Адвентистской церквей, пятидесятников, бахаистов, и кришнаитов. В эти дни лица, исповедующие данные религии имеют право на официальный выходной день.

Болгарская Православная Церковь протестует против показа по национальному телевидению фильма «Жизнь Иисуса». Этот фильм был закуплен у ВВС и готовился к показу на первом центральном канале в связи с празднованием 2000 Рождества Христова. По мнению болгарских православных богословов образ Господа в нем трактуется скорее с точки зрения талмудического иудаизма, чем Церковного предания.

Болгарская Академия Наук издала новый словарь староболгарского языка. Он включает в себя более 10 000 слов взятых из рукописей X-XI веков и других источников. Именно на староболгарский язык (в русской традиции называемый старославянским) переводились святыми Кириллом и Мефодием богослужебные и другие книги. Таким образом, староболгарский является предком нашего церковно-славянского языка.

В Афинах группа греческих неоязычников потребовала отмены торжественной новогодней церемонии в Парфеноне, в ходе которой должны были звучать христианские песнопения. Министерство культуры Греции удовлетворило их требования и перенесло празднование к входу в Акрополь. Важно добавить, что Парфенон в течение нескольких столетий в византийскую эпоху был православным храмом.

 

Чуркин А. А.

 

Приложение 1.

Открытое письмо владыки Артемия Патриарху Павлу

Ваше Святейшество на открытые действия общественных деятелей и реагировать необходимо открыто. Это мое убеждение. Как прежде, так и теперь. Так я действовал ранее, так я вынужден действовать и сейчас, предоставляя и другим открыто реагировать на мое «открытое письмо».

И ранее случались поводы, которые меня вынуждали иногда направить Вам письмо в котором, следуя велению совести, выразить свое открытое несогласие с последней вашей позицией, или поступком. Из-за этого я нередко подвергался нападениям и критике, особенно от отдельных братьев Архиереев, как тот, кто не уважает своего патриарха. Я уважаю и это их право судить о моих поступках, хотя ни когда не было речи о уважении или неуважении, но о противостоянии различных мыслей и позиций. Не бывало ли такого и среди святых Апостолов!

Для меня достаточно того, что уже было раньше. Потому я не ожидал, что опять буду поставлен перед такой необходимостью. И это сегодня когда мы в Косово и Метохии переживаем и проживаем самую страшную голгофу сербского народа и наших святынь во всей нашей истории. И вот, необходимость снова появилась. Больше сказать, Вы меня, Ваша Светлость, опять заставляете Вам по совести написать и это «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО».

Заклинаю Вас Богом Живым, не ставьте нас больше в ситуацию, когда мы не можем выйти перед своим народом и своей паствой. После всего, что Г-н. Милошевич причинил сербскому народу за последние 10 лет (и не только сербскому), после трагедии, которую он причинил в Косово и Метохии и для албанского, и для сербского народа за последние 2 года, после решительной позиции и требования Сербской Православной Церкви, чтобы Милошевич подал в отставку и отошел от власти ради спасения народа и государства, после многократно выраженной позиции Церкви о необходимости восстановления монархии в Сербии и возвращению Дому Карагеоргиевичей его законных прав, которых они лишены решением безбожной коммунистической власти, после всего того и много другого — Ваше согласие на приглашение и личный визит к Милошевичу, чтобы с ним отпраздновать день рождения государства, которое умерло 10 лет назад, и который с этого года превратился в «праздник упразднения монархии» сербским народом, испугало и привело в недоумение многих братьев Архиереев, честное священство и монашество, и огромную часть православного сербского народа. Сегодня, когда весь народ мучается и напрягается изо всех сил, чтобы освободиться от этого преступного и антинародного режима, чтобы вытащить Сербию из пропасти, в которую ее столкнули руки «мудрого Вождя», Вы, пастырь народа, духовный отец и учитель, поворачиваетесь спиной к своему народу, и своим посещением «празднования 29 ноября» укрепляете расшатанный престол Губителя сербского народа, продлевая ему предсмертную агонию на, кто знает, какое еще время.

Как понять этот поступок, Ваше Святейшество, как его народу объяснить? Как ответить тем многим, кто обвиняет Сербскую Православную Церковь за то, что поддерживала 8 лет преступный режим Г-на. Милошевича и потребовала его отставку только когда стала неудовлетворена его успехами в ведении войн?

Этот Ваш поступок вывел на белый свет, до недавнего времени успешно скрываемый и отрицаемый факт разделения и несогласия в верхах Сербской Православной Церкви, по крайней мере, в вопросе отношения к режиму Г-на. Милошевича. То больше не возможно и не нужно скрывать. Истина превыше всего. Суд народа — непогрешим, потому что «глас народа — глас Божий». Очевидно, что Ваше участие в «праздновании» не является позицией Церкви. Это личное Ваше дело, Ваше Святейшество, и тех которые с Вами там были, хотя и не позванные.

Каждый из нас за свои дела отвечает перед судом своего народа, перед судом истории, перед судом Божьим. Потому пусть каждый и далее делает то, что считает своей обязанностью делать. «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22, 11).

В конце этого письма, обещаю Вам, что в будущем, что бы Вы не делали, Ваше Святейшество, больше не буду Вам писать и Ваши поступки комментировать, надеюсь, что народ сам сумеет оценить все дела и по ним вынесет непогрешимое мнение.

 

Вашего Святейшества во Христе брат и сослужитель,

Епископ Рашко-Призренский и Косовско-Метохийский

АРТЕМИЙ.

 

Приложение 2.

Интервью архиепископа Рашко-Призренского Артемия

8 декабря 1999 года архиепископ Рашко-Призренский Артемий дал интервью южнославянской службе радио «Свободная Европа».

Ниже следует перевод этой беседы, а также необходимые комментарии переводчика.

 

Письмо владыки Рашко-Призренского Артемия патриарху сербскому Павлу, по поводу его участия в праздновании «29 ноября»[1] организованном президентом Югославии Слободаном Милошевичем, как утверждают, испугавшем и приведшем в недоумение многих архиереев, монашествующих и большую часть сербского народа, подтвердило давние подозрения, что существует разногласия в Сербской Православной Церкви, прежде всего по вопросу отношения к власти.

Журналист: Складывается впечатление, что участие патриарха в праздновании «29 ноября» было только поводом для Вашего письма, настоящая же причина была более глубокая, а именно, упомянутые разногласия в церкви, прежде всего по вопросу отношения к власти.

Еп. Артемий: Знаете, это не первый случай, когда появляются разногласия во взглядах высших представителей церкви. Подобное многократно случалось за последние 10 лет, а особенно остро проявилось в 95 году, когда его светлость с митрополитом Иринеем Буловичем подписали документ по которому Милошевич получал власть вести переговоры и принимать решения от имени Республики Сербске, что означало и от имени всего сербского народа. Так судьба нашего народа практически была отдана в руки одного человека. И теперь, то что случилось 29 ноября по сути является действием подобного рода, и по моему личному мнению, оно нанесло церкви больше вреда чем вышеупомянутая подпись, потому что принесло большой духовный вред именно самим верующим, которые приходят в церковь, и которые любят и ценят своих священников и своего патриарха.

Журналист: На следующий день после Вашего письма состоялось заседание священного синода. Шла ли речь о Вашем письме? Требовали ли Вы, чтобы был рассмотрен вопрос об участии патриарха Павла на упомянутом праздновании «29 ноября».

Еп. Артемий: Думаю, что рассмотрения на синоде не было. Причина этого в том, что письмо было направлено не синоду, а лично его святейшеству патриарху. Поэтому оно не рассматривалось, и мне не известно, чтобы что-то предпринималось в связи с письмом, как и в связи с пресловутым празднованием. Но зато появилась статья в газетах, где его преосвященство митрополит Амфилохий пытался неким образом сгладить эффект от присутствия патриарха на празднике, тем что будто его святейшество запуталось или было введено в некое заблуждение. Эта попытка оправданья совершенно не удалась и думаю, что было бы лучше, если ее совсем не было.

Журналист: Да, митрополит Амфилохий сказал, что патриарх Павел поехал на праздник, как он думал, единения Сербии и Черногории. Вероятно имелось в виду «1 декабря»[2].

Еп. Артемий: Думаю, что такое утверждение не имеет ни какого основания. Ведь 29 ноября праздновалось в течение 55 лет и всем известно, что этот праздник в действительности из себя представляет.

Журналист: «Участие в приеме подобным образом является лишь признанием того факта, что Милошевич — президент государства», заявил архиепископ Перко[3], который кроме того утверждает, что участие в приеме вместе с Милошевичем не является ни согласием с властью, ни критикой ее, но обычным выражением уважения к человеку стоящему во главе государства.

Еп. Артемий: Ну, знаете, если мы допустим то, чтобы еще и архиепископ Перко защищал сербского патриарха от сербского народа и архиерея, тогда мы далеко зайдем.

Журналист: Как мы уже подчеркивали, не взирая на то, что еще в начале 90-х Сербская Православная Церковь выражала неудовольствие действующим режимом, и требовала его отставку в интересах народа, давно идет речь о различных течениях внутри церкви. Среди тех кто поддерживает власть, упоминается, между прочим, митрополит Иоанн, затем епископ Ириней Булович[4], а с другой стороны, прежде всего Вы, затем владыка Афанасий и митрополит Амфилохий[5] открыто критикуете и требуете отставку власти. Патриарх Павел, как глава пытается помирить эти стороны. Насколько обосновано это мнение и как в действительности выглядят заседания высшего органа Сербской Православной Церкви, с учетом того, что обычно после всего издается только сухое сообщение.

Еп. Артемий: Да, знаете, на тех наших заседаниях и появились эти течения, но никогда до конца не проявлялись, так как в этот раз, не было возможности провести, так сказать, линию, которая бы разграничила одних от других. Тут много неясного. Конечно, его святейшество пытался все сгладить, но очень часто совсем безуспешно и во вред самой церкви, как это было и в этот раз.

Журналист: Часто предполагают, хотя конечно не правильно примерно гадать о происходящем в церкви, что в действительности сербский патриарх Павел только формально руководитель, а другие священные лица, епископы, в действительности держат в руках ключевые нити. Не редко упоминается имя митрополита Иоанна.

Еп. Артемий: Нельзя так сказать. Нет сомнения что патриарху, как и любому другому человеку с высоким положением нужны свои сотрудники и свои советники, но думаю, что именно от него зависит, кого взять в советники и сотрудники.

Журналист: Недавно вместо владыки Афанасия во главе информационной службы Сербской Православной Церкви встал митрополит Иоанн, что истолковывается как победа, условно говоря, промилошевичского течения в СПЦ.

Еп. Артемий: Абсолютно, абсолютно верно. И совершенно нелогично, чтобы он смог из Триеста и Заргеба когда-нибудь руководить такой, скажем, службой в церкви как информационная. Здесь в действительности более попытка заглушить само «Православлье-Пресс»[6] чем его оживить и улучшить. И тем более, так сказать, поводом для этого было утверждение, что слишком много новостей из Косово. Да откуда их сейчас брать и слать как не из Косова? Поскольку, если где еще сегодня и происходят судьбоносные и трагичные события, так именно в Косово. Так, что этот предлог, абсолютно не может выдержать какой-либо критики.

Журналист: Что, по вашему, является причиной таких действий митрополита Иоанна?

Еп. Артемий: Да вы ведь сами об этом сказали.

Журналист: Это очень необычное дело, думаю, что ваше письмо вызвало, как считается, протесты. Некоторые заходят настолько далеко, что сравнивают их с расколом в церкви после второй мировой войны, когда она, условно говоря, разделилась на два течения, одно в Америке, другое на родине. Думаете ли Вы, что все что случилось, по поводу Вашего письма, может довести до раскола в Сербской Православной Церкви?

Еп. Артемий: Не думаю. Поскольку, считаю, что действительно огромное большинство и архиереев, и священников, и мирян поддержало позицию моего письма и факты, которые в нем были приведены. Так что ни до какого раскола потому не могло бы дойти.

Журналист: Имели ли вы после письма контакты с кем-либо из высших церковных кругов? Точнее, прежде всего из синода, как своего рода, правительства Сербской Православной Церкви.

Еп. Артемий: Нет, не имел. Синод заседал вчера, у меня были другие дела, и я не имел с ними ни какого другого контакта. Но я лично вручил письмо его святейшеству патриарху.

Журналист: Но от самого патриарха вы не получили ни какой информации, хотя бы не напрямую?

Еп. Артемий: Нет. Когда он попытался мне объяснить, как он там оказался, я ему предложил: «Ваше святейшество, лучше было бы если бы Вы каким-либо способом объяснили своим верующим, почему вы были там и по какому поводу». Появится ли такое объяснение, увидим.

Журналист: Считаете ли Вы, что сам патриарх каким-либо образом, как главный человек в Сербской Православной Церкви, ключевая фигура, хотя и несознательно ближе той части, которая, хотя бы и не напрямую, поддерживает, а соответственно дает простор и легитимность действующей власти?

Еп. Артемий: Я бы не мог вывести такое заключение, во всяком случае, ведь от его святейшества, до недавнего времени, много раз исходила инициатива, такая же решительная как 15 июня, чтобы президент подал в отставку и отошел от власти, чтобы наступили перемены, ради спасения и народа, и государства. Поэтому я не могу высказаться так радикально, как вы предлагаете.

Журналист: Вы как главный человек Сербской Православной Церкви в Косово разделяете судьбу тамошнего сербского народа. Не взирая на то, что отдельные священные лица, включая и самого патриарха, затем митрополита Амфилохия, периодически приезжали в Косово в это время, многие ожидали, да и сам патриарх заявлял о возможности переселения центрального управления церкви в Печскую патриархию[7], где оно в течение веков и располагалась, чтобы полностью разделить трудности с народом и влить ему силу и надежду. Между тем до этого не дошло.

Еп. Артемий: Если то не было выполнено в тех условиях, теперь об этом невозможно даже и думать, тем более выполнить. Подождем пока ситуация в Косово каким-либо образом не успокоится и не нормализуется, так, что изгнанные люди смогут вернуться в свои дома, в свои села и города, а потом можно будет говорить о неких ходах, которые могли бы стать судьбоносными и далекоидущими для судьбы как всего народа, так и самих Косова и Сербии.

Журналист: Можно ли ожидать, что местопребывание сербской патриархии возвратится туда, где оно когда-то было?

Еп. Артемий: Ну, скажем, все зависит от дальнейшего развития событий. Если не произойдут ожидаемые перемены в самих Белграде и Сербии, не сменится нынешний преступный режим и не уйдет в отставку господин Милошевич, тогда думаю, пропадут все шансы не только на возвращение патриархии, но и на возвращение нашего народа.

Журналист: Существует ли в церковных верхах готовность к принятию решения об этом шаге?

Еп. Артемий: До нынешнего времени такая готовность не проявилась.

Журналист: Считаете ли Вы, что в настоящий момент нужно было бы это сделать?

Еп. Артемий: Сейчас это невозможно. Посмотрим, что произойдет после окончания этих событий.

Журналист: В конце нашего разговора, Ваше преосвященство, многие упрекают Сербскую Православную Церковь в том, что последние 10 лет она предопределила с разных сторон и исторически и духовно. Прежде всего, в конце 80-х поддерживая националистический проект.

Еп. Артемий: Знаете, церковь никогда не поддерживала такой проект, ни политику, которая манипулировала национальными чувствами сербского народа. Может быть, были и вероятно были отдельные лица, которые выражали подобные чувства и позиции, но церковь как Церковь никогда не стояла только за такую политику, как и сейчас жест его святейшества патриарха и еще двух архиереев никак нельзя считать позицией церкви, что она поддерживает президента Милошевича и т. д. Действительно в том и проявляется различие, не скажу разделение в церковных верхах, когда встает вопрос о режиме господина Милошевича и отношении к нему.

Журналист: Известно, что Сербская Православная Церковь, как церковь вообще, особая организация, ее нельзя сравнивать с какими-либо классическими политическими организациями, но действительно, из того, что вы сказали, что большинство архиереев поддерживает Вашу позицию, можно ли говорить о некой конкретной ответственности, кроме той исторической, моральной и духовной, вернее призывать к некой ответственности, конкретным ответам за то, что сделано включая и присутствие на празднике 29 ноября.

Еп. Артемий: Не могу сказать, дойдет ли до этого. Было бы нормально ожидать нечто подобное, но, учитывая, что ничего нормального здесь давно не происходит, я не верю, что это произойдет.

Журналист: Мы упомянули ответственность. даже преткновение церкви, когда она поддержала националистический проект в конце 80-х, затем было то, что многие священники, когда началась война в Боснии и Герцеговине, включая и митрополита Иоанна, бросили свой народ, именно сербский. Лишь немногие остались.

Еп. Артемий: Да. То показывает, что люди, которые трудятся в церкви, в действительности люди с обычными своими, может, и слабостями и недостатками, но то никак нельзя переносить на саму церковь, как божественное учреждение на земле, как тело Христово. Церковь свята, хотя в ней не все люди святые.

Журналист: Считаете ли Вы вообще, что Сербская Православная Церковь, за последние 10 лет, условно говоря, показала, что она не отвечает за то, что в действительности составляет ее роль и обязанность.

Еп. Артемий: Во всяком случае я неудовлетворен действиями в их полноте за последние 10 лет. Я считаю, что может быть и вероятно судьба сербского народа и Косова была бы другая, если бы церковь была решительна в дистанцировании от режима и политики господина Милошевича.

Журналист: В конце письма вы утверждаете, цитирую: «Каждый из нас за свои дела отвечает перед судом своего народа, перед судом истории, перед судом Божьим, а потому пусть каждый и далее делает то, что считает своей обязанностью делать». Что Вы конкретно собираетесь делать, учитывая, что вы с господином Трайковичем, некоторым образом, руководите оставшимся в Косово сербским народом?

Еп. Артемий: Буду делать то, что делал и раньше — бороться, насколько мои силы и знания позволяют, за существование нашего народа в Косово, потому что я уверен, что пока в Косово есть сербы, пока мы внизу, Косово не будет потеряно, не взирая на временную политическую ситуацию, на расклад сил в мире. Следовательно, моя цель — сохранение нашего народа и наших святынь в Косово, потому что мы имеем права на эти земли более 1000 лет.

Журналист: Ожидаете ли Вы какие-либо, условно говоря, последствия от вашего письма, направленного патриарху Павлу?

Еп. Артемий: Нет, не ожидаю. Вообще я готов к чему угодно, но в действительности не ожидаю.

 

На главную



[1] «29 ноября» — день основания Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1945 году.

[2] «1 декабря» — день основания Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 году.

[3] Франц Перко — архиепископ Римо-Католической Церкви на Белградской кафедре.

[4] Митрополит Загребско-Люблянский Иоанн и епископ Бачский Ириней известны также своими проэкуменическими взглядами.

[5] Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ (бывший) Захумско-Хвосчанский Афанасий считаются в сербской церкви «консерваторами», оба — постриженики отца Иустина (Поповича).

[6] Православное информационное агентство «Православлье-Пресс» было создано летом этого года и до конца октября возглавлялось епископом Афанасием. Оно было чуть ли не единственной организацией сообщавшей правдивую информацию о событиях в Косово. Все это время епископ Афанасий был там. Нынешний глава агентства митрополит Иоанн живет в Словении т. е. достаточно далеко от нынешней Югославии.

[7] Кафедра сербских патриархов до «великого переселения сербов» в 18 веке находилась городе Печ в Косово. Мысль о возможности переезда туда из Белграда нынешней патриархии была высказана патриархом Павлом почти сразу после начала ввода НАТОвского контингента.




Hosted by uCoz